Эссе

                                                                                                      
                                                                                               

    «Я-учитель»

Чельчушевой Бияны Николаевны, учителя истории и обществознания

МКОУ «Теленгит-Сортогойская СОШ»

                                                                                                                                                                               

                                 

   Я -  горный кедр,сильный, могучий.

                                                                                                                                                                                                                    Расту. Зеленею.

                                                                                                                                                                                                                     И с первого дня

                                                                                                                                                                                                                     Гроза надо мной пролетала нередко.

                                                                                                                                                                                                                     И молнии косо метали в меня.

                                                                                                                                                                                                                     Б.Укачин.

        

  Каждого человека тянет к той земле, на которой он родился, сделал первые шаги, познал окружающий мир.  К этой земле он словно прирос всем телом, всем своим существом. Для меня такой землей является моя малая родина – Республика Алтай.

         О, Горный Алтай, мой Горный Алтай, великий и вечный Горный Алтай! Какой простор! Какая мощь! Когда я произношу слово «Алтай», передо мной встает величавый кедр, символ Горного Алтая.   Кедр – это краса и гордость Горного Алтая, это богатство нашей страны, это символ силы, здоровья и мощи, символ устойчивости и долголетия. Могучему кедру ничего не страшно-он бесстрашен.  Ему нипочем молнии и сильные ветры, знойная стужа и невыносимая жара. Стоит, раскинув свои корни по ущельям скалистых гор, и гордо смотрит по сторонам, как бы охраняя все красоты и величие родной земли.

 Я, словно мой кедр, стараюсь быть сильной, но в тоже время мягкой, понимающей и терпеливой. Ведь мой труд напрямую связан с детьми, с их душою.  Потому что я – учитель, учитель истории и обществознания в своей родной школе.  Мне кажется, я всю жизнь мечтала быть учителем. Почему? Сейчас я могу точно ответить на этот вопрос – на моем пути были прекрасные творцы человеческой души, мои первые учителя. Это люди, которые и определили мой дальнейший путь. Вспоминаются слова великого писателя Федора Михайловича Достоевского «Удивительно, что может сделать один лучик солнца с душою человека», этими лучиками солнца для меня были учителя. Любовь к работе с детьми мне привила   моя первая учительница Тадырова Антонида Мерлюевна.  Как знать, может моя судьба сложилась бы по-другому, если бы не она. И сейчас, спустя много лет, я вспоминаю ее слова, которые стали для меня девизом по жизни: «Кто не движется вперед, тот отстает». И мое решение - вперед и только вперед, к своей цели. А она у меня обозначилась еще задолго до того, как я осознала свою значимость.

            И вот я - учитель. С гордостью произношу это слово. С самого начала я поняла одно- буду только учителем, именно таким учителем, без которого в школе, на уроках было бы не скучно, которому бы дети говорили через много лет после школы: «Как нам не хватает ваших уроков». Вот это то, без чего учителя не может быть, не может быть хорошего учителя!

            Свою педагогическую деятельность начала в 2019 году после окончания Горно-Алтайского государственного университета. Это было время перемен, которое оставило в каждом учителе неизгладимый след: менялись ценности, приоритеты в воспитании и образовании, стремительно менялся весь мир и становилось мое учительское самосознание. Именно в такие времена важную роль играет патриотическое воспитание.   

            Сегодня патриоты нужны России не меньше, чем в годы войны. Сегодня тоже идёт бой – бой за будущее нашей страны, за будущее живущих в ней людей. Каким оно будет, зависит от тех, кто юн, решителен и настойчив, кому предстоит во многом разобраться, всё понять и взвесить, чтобы стать достойным сыном Отечества.

          Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У обучающихся должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – патриотизм, ничего лучшего пока не придумали», - сказал Владимир Путин. Это, в том числе, уважение к ценностям и традициям нашей Родины, нашему уникальному опыту сосуществования сотен народов России. Глава государства подчеркнул: «Настоящий патриотизм не имеет ничего общего с расизмом и пропагандой исключительности той или иной нации». Ведь патриотизм - одна из главных опор общества и государства. От того, как сегодня мы воспитываем молодежь, зависит будущее России как современного, эффективного государства.

          Хорошо учиться, быть самоотверженным, мужественным, храбрым, готовым к выполнению своего конституционного долга и своих обязанностей. Все эти качества я, как учитель истории, воспитываю через организацию различных форм уроков патриотической направленности.

        Сегодня мы живем в неоднозначном времени – в эпоху глобализации и глобальных проблем. Во времена изменений и трансформаций общества лишь история может стать проводником в неизвестное завтра. Знание истории необходимо нам для сохранения культурной идентичности и развития России в глобальном мире. Поэтому цель, стоящая перед учителем истории сегодня, учить детей освоению опыта прошлых поколений и умению применять его на практике в действительности.

              Для меня важно, чтобы с первых уроков мои ученики поняли, что они живут в новом, постоянно меняющемся постиндустриальном обществе.

            На сегодняшний день одна из главных проблем в образовании – конкуренция с теми источниками информации, которые, не являясь официально частью основного общего, среднего образования, тем не менее, содержат сведения, благодаря которым у учащихся складывается мировосприятие. Специальный термин – «параллельная школа» отражает растущую остроту проблемы – у образования действительно появился серьезный конкурент в лице новой информационной среды и IT- технологий. Современная педагогика предлагает использовать эти технологии в образовании. Работая по творческой теме «Активизация познавательной активности обучающихся на уроках истории и обществознания через интерактивные методы и приемы обучения», я стараюсь повысить активность, развить умение ориентироваться в потоках окружающей нас информации, критически мыслить, обучить самостоятельности, коммуникативности, креативности, способности к кооперации и непрерывному самообразованию – вот качества личности нового человека XXI века. Качества, которые я пытаюсь воспитать в каждом из них.

            С каждым годом я все больше убеждаюсь, как это трудно, непросто учить детей! Тебе верят, на тебя надеются, за тобой идут. А ты должна соответствовать требованиям времени, решать самые сложные задачи, так как учитель всегда должен быть современным.

            Да, трудное время переживаем все мы: «дикий рынок», рост преступности, беспредел, без духовность, гибель культуры…  Как жить? И зачем? В этих условиях выстоять и дать ответ должен школьный учитель.

            Когда мне трудно, я закрываю глаза и вижу мой крепкий, мой сильный кедр, беру его неистовую, природную силу. Он меня подпитывает энергией и как бы говорит: «Не бойся, шагай, иди в мир и выполняй свое предназначение - будь учителем».

            Я - учитель.  Мне необходимо, чтобы ученики овладели предметными знаниями по истории, коме того, очень важно, чтобы дети обладали духовно – нравственными качествами. Моя задача -  научить детей понимать важность моего предмета. Для меня история - не цель, а средство для совершенствования личности ученика. Ведь на уроках истории дети понимают значимость прошлого, настоящего и будущего.

            Мои ученики представляются мне, как росточки величавого кедра. Чтобы росток вырос, окреп, ему нужна не только благодатная почва, но и любовь, забота, внимание. А еще больше терпение.

Чуть окрепнет росток, и в его душу войдет школьный учитель. У него своя, очень важная миссия. Он должен дать ребенку правильную картину мира, научить добывать живительную влагу из почвы, те питательные вещества, витамины здоровья, которые помогут ему двигаться к солнцу, расти, пробиваться сквозь сорную траву. Ученик с помощью учителя должен научиться испытывать радость познания, смотреть и видеть, наблюдать, сравнивать и обобщать, свободно высказывать свои мысли, вести диалог. И на этом этапе все зависит от того, как учитель будет выполнять свою миссию. В первую очередь, учитель должен знать и понимать психологию школьника, потому что мир ребенка - это клад, сокровище. Малейшее неправильное прикосновение может согнуть, сломать и поранить росток. Каждому, кто прикасается к детской душе, нужно обратить внимание на собственную душу, на внутренний настрой, голос, совесть, на свои возможности, способности.  Как обучать, а не калечить, воспитывать, а не задерживать рост и развитие молодых, нежных побегов? Нужно иметь колоссальный запас терпения для того, чтобы созидать человека - творца будущего. И в этом созидании центральное место занимает урок. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог В.Ф. Шаталов, находиться «в состоянии успеха». А от себя мне хотелось бы добавить, что ученик должен идти вверх и вперед, и каждый раз планка, которую он преодолевает, должна быть чуть выше. 

  Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помогать им раскрыться – высокая миссия учителя.

Урок должен быть направлен не только на получение прочных предметных знаний, но и в то же время на развитие национального самосознания, на приобщение к духовным и культурным ценностям своего народа, на понимание места и роли этих ценностей в мировой культуре. Урок, который развивает у учащихся способность творчески мыслить, открывает для учеников возможности самостоятельного поиска, самопроверки, самооценки и рефлексии. Учащимся нравятся те уроки, на которых учитель вместе с детьми ищет путь решения проблемы, а не остается в стороне. На уроке должны быть созданы условия для всех детей. Ученик, который не блещет результатами, но заинтересован в работе, сможет добиться поставленной цели. Задача учителя -  помочь ему в этом, поддержать, создать ситуацию успеха.

А для этого учитель учится у детей быть открытым для каждого своего ученика, быть искренним по отношению к детям, светлому взгляду на жизнь, умению видеть красоту в душе каждого ребенка.

Учитель учится быть стойким ко всем жизненным невзгодам, когда он переступает порог своего класса, он забывает обо всех неприятностях, для него самое важное - это урок, его ученики.

Учитель учится быть сильным, так как его профессия отнимает много душевных сил и энергии, которые он отдает своим ученикам.

Учитель учится противостоять всему негативному, что исходит из окружающего школу социума, он противостоит всем угрозам современного мира.

Учитель учится быть альтруистом. Отдавать себя детям - значит продолжать в них самого себя, свое «я», свое сознание, свою культуру, представляя возможности каждому ребенку раскрыть свои таланты.

Учитель учится быть счастливым и успешным! Успешный учитель - успешный ученик.

Учитель учится у своих коллег. Но надо помнить: скопировать чужой опыт нельзя. Нужно находить свой путь в мир детей, мир знаний, мир педагогики. Полезно помнить, что при всех достижениях, мы все же не так много знаем и умеем, а могли бы достичь гораздо большего, и поэтому, будем учиться и совершенствоваться.

            Профессия учителя такова, что она поглощает человека не частично, как иная работа, а полностью, без остатка: внимание, мысли, время - становятся жизнью, направленной на то, чтобы помочь маленькому человечку быть счастливым не в далеком будущем, а сегодня, здесь и сейчас. Быть учителем – это мой путь, моя дорога, которая каждый день зовет меня к новым свершениям, победам, неудачам. Дорога, которая дарит мне смысл жизни, приносит пользу обществу, направляет на истинный путь моих учеников.  Я еще не прошла этот путь до конца. Я только остановилась, чтобы оглянуться назад…

…Проходит время. Нежный и беззащитный росток превращается в величавое дерево с крепкими корнями, и передо мной таежный красавец – кедр.  Чтобы его ветки всегда были зелеными, крепкими и упругими – он научился добывать полезные вещества из почвы, питаться ее влагой. Трудно найти дерево более ценное, чем сибирский кедр.

            Какими бы мне хотелось видеть своих учеников?  Несомненно, они должны вырасти не только физически, но и духовно - нравственно здоровыми, мыслящими, независимыми, интеллигентными, любящими свою Родину, ее природу, уважающими себя и других, знающими свой язык, культуру своего народа, традиции и обычаи своих предков. Я хочу, чтобы, выйдя из школы, они не затерялись и не растерялись в огромном и сложном мире, смогли бы противостоять трудностям и осознавать свою роль и место в своей стране.

Стоит мой кедр-

Алтайский исполин.

Он принял силу от земли Алтая

И от небес Дар Божий принял он

В прошедшее

Корнями прорастая,

В грядущее

Вершиной вознесен.

Б. Укачин.

         

   Я надеюсь на то, что мои ученики вырастут достойными гражданами своей страны.  Я верю, у них будут крепкие корни! Будут не только крепкими корни, но и добрыми и умными сердца, ведь наше государство делает все возможной для процветания нашего будущего поколения

            И пусть растет мой величавый кедр, крепкими и могучими будут корни, стволы, ростки, мы , учителя- ветви одного дерева, растущего и развивающегося вместе в современном мире, бесстрашные, сильные, мудрые люди, мы не боимся ни гроз, ни бурь, благодаря нашим усилиям, труду, будет процветать, крепнуть наше государство и российское образование.